Лекции, семинары, тренинги, инструктажи и другие методы обучения и развития сотрудников — обязательная часть современной корпоративной культуры. Но, увы, зачастую они не вызывают у персонала никакого энтузиазма, их считают скучной обязанностью. А отсутствие интереса и мотивации к обучению делает его совершенно неэффективным.
Чтобы решить эту проблему, все больше компаний внедряют в HR-процессы элементы геймификации. Об этой модной тенденции мы и поговорим в нашей статье.
Что такое геймификация в HR?
Геймификация в HR — это использование игровых механик (квестов, игр, симуляций) и элементов (баллов, уровней, наград) в неигровом контексте, например, в ходе корпоративного обучения и развития. С помощью такого подхода удается повысить мотивацию и вовлеченность сотрудников, помочь им проще и быстрее усваивать важную для работы информацию.
Вот только самые распространенные варианты геймифицированного обучения:
- Электронные учебные платформы, где участники зарабатывают баллы за прохождение курсов, а лучшие получают награды.
- Ролевые игры — сотрудники принимают участие в ролевых кейсах, развивая важные soft skills, например, лидерские качества, умение работать в команде.
- Бизнес-симуляции — сотрудники в ходе игровых сценариев учатся принимать управленческие решения и развивают свое стратегическое мышление.
- Система наград — баллы, значки, звания за прохождение курсов, выполнение заданий создают в компании атмосферу внутреннего соревнования, которое мотивирует сотрудников продолжать обучение и развивать свои компетенции.
Преимущества геймификации для обучения и развития
Во-первых, геймификация повышает вовлеченность сотрудников в процесс профессионального развития. Традиционные методы обучения персонала редко учитывают эмоциональную составляющую. Геймификация делает курсы, лекции, тренинги, семинары и инструктажи захватывающим и интересным, активизирует внутренний азарт сотрудников, мотивирует их участвовать в обучении и добиваться высоких результатов. Ученые из Гарварда еще в 2020 году провели исследование, в ходе которого установили, что геймификация повышает вовлеченность персонала в корпоративное образование на целых 60%.
Во-вторых, игровая форма обучения способствует лучшему запоминанию и глубокому пониманию информации. Геймификация помогает активно усваивать материал и закреплять его на практике. Сотрудники уже во время обучения понимают, как будут использовать свои новые знания в реальной работе.
В-третьих, система наград, уровней, достижений и рейтингов стимулирует сотрудников активно участвовать в процессе обучения и развития, постоянно совершенствоваться. Они видят результаты своего прогресса и испытывают чувство удовлетворения, стремятся к новым достижениям.
Психологические аспекты геймификации
Геймификация в HR основана на психологии мотивации. Игровые элементы активируют базовые человеческие потребности: желание достижений, признания и самореализации. Применение игровых механик в обучении персонала помогает:
- повышать самооценку и уверенность сотрудников — достигая успехов в игре, они начинают чувствовать себя более уверенными в реальной работе;
- совершенствовать гибкие навыки: стрессоустойчивость, умение работать в команде, лидерские качества, креативность;
- снижать уровень стресса и тревожности, создавать безопасную среду для проб и ошибок;
- преодолевать страх изменений и сопротивление всему новому.
Возможные вызовы и решения при внедрении геймификации
Не стоит думать, что геймификация — это волшебная палочка в руках HR-специалиста, которая мгновенно заставляет сотрудников полюбить корпоративное обучение и стать супермотивированными и эффективными. У этого подхода есть несколько особенностей, которые обязательно нужно учитывать:
- Сотрудники могут сопротивляться внедрению игровых методик. Некоторые специалисты, особенно возрастные, могут воспринимать геймификацию как «несерьезный» подход. Чтобы преодолеть это заблуждение, важно объяснить, что геймифицированная технология обучения ориентирована на повышение профессиональных навыков и конкурентоспособности, а не на развлечение.
- У компании может не хватить ресурсов и времени на внедрение геймификации в HR. Организация корпоративного обучения с помощью игровых методов требует тщательной подготовки, в противном случае оно не только не будет эффективным, а, наоборот, превратит работу компании в хаос. Если разработать собственные решения с использованием геймификации не получается по финансовым или другим причинам, можно использовать готовые. Например, сейчас есть много обучающих платформ, которые автоматически отслеживают прогресс сотрудников, выстраивают системы рейтингов и наград.
- Избыток игрового контента — это не меньшая проблема, чем его отсутствие. Переизбыток элементов геймификации может вызвать у одних сотрудников усталость и выгорание, а у других — вывести игру на первый план и затмить основную цель обучения. Поэтому важно всегда поддерживать баланс между игрой и образовательной составляющей, собирать обратную связь по обучающим продуктам, следить за эффективностью персонала.
Экономическая эффективность геймификации в HR
Геймификация — это не только современная технология обучения персонала, но и экономически эффективное решение. Конечно, на первоначальном этапе разработка образовательных программ и платформ с игровыми элементами требует больших вложений. Но в будущем они достаточно быстро окупаются. Например, в том же исследовании Гарварда, о котором мы говорили выше, было установлено, что в офисах, где были внедрены программы геймифицированного обучения, показатели продаж выросли в среднем на 25%.
Особенно выгодно, когда обучающие программы с игровыми элементами проводятся в онлайн-формате. Это позволяет одновременно проводить обучение в разных офисах компании, не затрачивая дополнительные средства на приглашение преподавателей или командировки специалистов. К тому же соревновательная составляющая обучения получается более наглядной — сотрудники могут видеть свои результаты и результаты коллег в режиме реального времени, делиться ими в соцсетях и т. д.
Будущее геймификации в HR
Технологии геймификации в HR продолжают развиваться и становятся все более популярными благодаря появлению на рынке все новых решений для внедрения игровых составляющих в корпоративное обучение.
В ближайшие годы стоит ожидать усиленной интеграции в эту сферу искусственного интеллекта и виртуальной реальности, которые позволят создавать еще более интерактивные образовательные программы. Намечается тренд на персонализацию геймифицированного обучения с учетом личных потребностей и предпочтений каждого сотрудника. Будут все активнее развиваться социальные игровые механики, которые нацелены на развитие командного духа и сплочение коллектива.
Геймификация в HR — это мощный инструмент для повышения мотивации, вовлеченности и эффективности обучения сотрудников. С ней гораздо проще сформировать систему непрерывного обучения персонала, которая будет способствовать развитию компетенций и навыков специалистов, удерживать их в компании.
Если вы хотите узнать больше о геймификации и других современных методах обучения и развития персонала, обращайтесь в «Ритейл Персонал». Мы поможем разработать систему корпоративного обучения с учетом особенностей и целей вашего бизнеса.