
Менеджеры по продажам год от года не выходят из списка самых востребованных специалистов на рынке труда. Это не удивительно, ведь именно они отвечают за привлечение клиентов, повышение продаж и поддержание репутации бренда. В статье мы рассмотрим, где искать хороших продажников и как оценивать их компетенции.
Почему важно найти хорошего менеджера по продажам?
Менеджер по продажам — это не просто сотрудник, а настоящий двигатель бизнеса. От его работы напрямую зависят:
- привлечение новых и удержание существующих клиентов,
- увеличение объемов продаж, а значит и прибыли компании.
Компетентный менеджер умеет находить подход к каждому клиенту, решать его задачи с помощью ваших продуктов или услуг, отрабатывать негатив, выстраивать долгосрочные отношения. Ошибка в найме может обернуться не только упущенной выгодой, но и потерей клиентов. Поэтому важно ответственно подойти к выбору этого специалиста.
Где искать менеджера по продажам?
Интернет открывает работодателям и HR-специалистам большой простор для поиска соискателей на вакансии менеджеров по персоналу. Вот где вы можете найти своего идеального продажника.
Сайты вакансий и сайты для поиска исполнителей
Самый популярный способ — размещение объявлений и поиск соискателей на специализированных Job-платформах: hh.ru, SuperJob, Работа.ру и аналогичных. Их преимущество — большая база резюме и удобные инструменты фильтрации.
Но учите, что на job-сайтах вам придется конкурировать с другими работодателями. Чтобы ценных специалистов не увели у вас из-под носа, важно проявлять активность — поднимать объявление, оперативно писать или звонить соискателям, которые разместили резюме или откликнулись на вакансию.
Еще одно направление — сайты для поиска исполнителей, Avito, Profi.ru, Яндекс.Услуги или специализированные фриланс-платформы. Но учтите, что на таких сайтах зачастую размещают резюме кандидаты, которые ищут удаленную работу.
Профессиональные сообщества
Это группы в соцсетях, чаты в мессенджерах и форумы для специалистов по продажам (например, «Клуб продажников» во ВКонтакте, «Искусство продавать» на SuprJob), LinkedIn и аналогичные площадки. Они позволяют находить как специалистов в активном поиске работы, так и тех, кто на данный момент трудоустроен, но может перейти к вам при условии хорошего оффера. Вы можете как размещать вакансии на условиях администраторов площадок, так и писать напрямую участникам сообществ, которые заинтересовали вас своими постами.
И еще 3 направления поиска
- Рекомендации. Один из самых надежных способов — спросить контакты хороших продажников у партнеров, коллег, сотрудников. Такой подход позволяет получить кандидата с проверенной репутацией.
- Собственный сайт компании. Раздел «Карьера» на корпоративном сайте может привлечь лояльных кандидатов. То же самое касается и объявлений в аккаунтах компании в соцсетях. Правда, это чаще всего срабатывает с крупными брендами, которые у всех на слуху.
- Рекрутинговое агентство. Этот вариант стоит использовать, если у вас нет ресурсов для самостоятельного поиска сотрудников или если вас интересует подбор руководителей отдела продаж, менеджеров на самые ответственные и сложные участки. Профессиональные рекрутеры ведут поиск не только по общедоступным, но и по закрытым базам, используют нестандартные подходы к работе, что позволяет решать задачи найма быстрее и качественнее.
Почему сложно найти менеджера по продажам в Москве?
В Москве высокая конкуренция как среди работодателей, так и среди соискателей. К тому же у многих столичных кандидатов высокие зарплатные требования, которые могут не вписаться в бюджет компании.
Одним из способов решить проблему поиска продажника в Москве может стать найм специалиста на работу в удаленном формате. В регионах можно найти хорошего специалиста с большим опытом за вменяемые деньги. При этом удаленный менеджер может быть не менее эффективен, особенно если вы заранее продумали инструменты контроля и мотивации.
Как найти хорошего менеджера по продажам?
Для начала нужно понять ключевые качества успешного менеджера. Он должен обладать:
- Развитыми коммуникативными навыками. Успешный менеджер умеет наладить контакт и выстроить диалог с самым сложным клиентом.
- Стрессоустойчивостью. Продажи — это постоянные возражения и отказы. Если специалист умеет справляться с трудностями и двигаться вперед, он будет приносить пользу компании.
- Ориентацией на результат. Хороший менеджер знает, что успех его работы измеряется не отсиженными на работе часами, а конкретными показателями: количеством заключенных сделок и суммой привлеченной прибыли.
Вопросы менеджеру по продажам на собеседовании
На собеседовании с потенциальными продажниками стоит делать акцент на их предыдущем опыте работы, на удачных и неудачных кейсах. Вот несколько примеров вопросов для интервью кандидата:
- С какими продуктами или услугами вы работали?
- Какие каналы продаж (телефонные звонки, встречи, онлайн-продажи) вы чаще всего использовали? Почему?
- Расскажите о самой сложной сделке в вашей карьере. Как вы ее закрыли?
- Что вы сделаете, если клиент отказывается от покупки после презентации?
- Расскажите о ситуации, когда вы конфликтовали с клиентом. Как вы ее разрешили?
Как еще можно оценить кандидата на должность менеджера по продажам?
Помимо стандартного собеседования, можно использовать и более информативные методики, например:
- Кейсовые задания. Предложите кандидату решить конкретную задачу, связанную с продажами. Например, можно дать ему порассуждать на тему: «Как вы продадите продукт, если клиент настаивает на скидке, а она не заложена в планы компании?».
- Ролевые игры. Симулируйте телефонный звонок клиенту или переговоры, чтобы оценить его поведение в реальных ситуациях.
- Тесты на soft skills. Они помогут выявить навыки общения, эмоциональный интеллект и умение работать в команде. Подробнее о мягких навыках и их важности для сотрудников мы рассказывали здесь.
Частые ошибки при поиске менеджеров по продажам
- Плохое описание вакансии. Если вы не обозначите конкретные задачи, ожидания и условия работы, вы рискуете привлечь неподходящих кандидатов. Важно сразу обозначать, с какими продуктами, с какой аудиторией будет работать специалист, какие условия труда вы предлагаете, как будет формироваться оплата и т. д.
- Слабая проработка каналов поиска. Сегодня недостаточно просто разместить резюме на сайте и ждать звонков и писем от соискателей. Рынок труда сегодня диктуют кандидаты (об этом и других трендах в найме персонала 2025 года здесь). Так что старайтесь охватить как можно больше направлений поиска, а если не справляетесь — обращайтесь к профессиональным рекрутерам.
- Невнимание к soft skills. Образование и опыт — это важно, но без умения работать с клиентами и взаимодействовать с коллегами даже опытный кандидат может не справиться со своими обязанностями. Особенно важно анализировать мягкие навыки, если вы видите, что кандидат с хорошим резюме часто меняет место работы — возможно, он не умеет разрешать конфликты, неустойчив к стрессам.
Советы по найму менеджеров по продажам
Во-первых, создайте для кандидатов привлекательное предложение. Это не только конкурентный уровень зарплаты, но и различные бонусы (ДМС, гибкий график, обучение), возможности карьерного роста.
Во-вторых, расширяйте географию поиска кандидатов и используйте разные каналы. Как показывает практика нашего кадрового агентства, в продажах удаленные сотрудники работают так же эффективно, как их коллеги из офиса. Поэтому не стоит отказываться от соискателей из других регионов.
В-третьих, используйте комбинированные методы оценки. Собеседование, тестовые задания, ролевые игры — все это поможет увидеть кандидата с разных сторон и принять верное решение о найме или отказе.
Уверены, что наши рекомендации помогут вам в поиске сотрудников в отдел продаж. А если вы все-таки решите поручить эту задачу профессионалам, то обращайтесь к нам. Мы найдем эффективных менеджеров по продажам с нужными компетенциями в самые короткие сроки.